Пациент, перенесший инсульт, помог ученым прояснить механизм цветовосприятия и идентификации цветовых оттенков

механизм цветовосприятияГоловной мозг остается самым таинственным и малоизученным органом человека. Многое в его работе уже не представляет для нас тайны, но еще большее остается неясным. Поэтому любая новая информация о его функционировании является очень важной, приближающей нас к тому моменту, когда мы сможем управлять собственными нейронами так же легко, как нашими мышцами.


Группе французских нейрохирургов удалось прояснить некоторые детали того, как человек воспринимает и интерпретирует цвета. Сделать это помог случай. В больницу Сальпетриер в Париже поступил пациент с инсультом, затронувшим левую область головного мозга. К счастью, поражение распространилось на незначительную часть тканей, благодаря чему неврологический дефицит оказался минимальным. Пациент сохранил все свои функции за исключением одной – название отдельных цветовых оттенков – в частности, синего, зеленого, красного. При этом глубокое тестированием мозга показало, что он различает эти цвета, хотя и не может их назвать.

Общие принципы цветовосприятия нам известны. Изображение предмета преломляется оптической системой глаза и фокусируется на сетчатке, в ее желтом пятне. Цветовоспринимающие элементы сетчатки (колбочки) интерпретируют цвета благодаря наличию пигментов. Соответствующим образом обработанная ими цветовая информация передается посредством зрительного нерва в мозг, который представляет нам ее в виде привычной цветной картинки. Таким образом, любое изображение есть результат работы 2-х систем – глаза и особых зрительных нейронов, отвечающих за получение и обработку изображений.

Благодаря счастливому случаю (хотя называть его «счастливым», учитывая перенесенный пациентом инсульт, не совсем корректно) ученые выяснили, что за восприятие и идентификацию цвета отвечают разные нейронные области. Такой вывод позволил сделать тот факт, что мужчина, перенесший инсульт, по-прежнему различал цвета, но потерял способность называть их. Поскольку пораженной в результате инсульта оказалась левая часть мозга, был сделан вывод, что за идентификацию (название) цветов отвечает зона, находящаяся в левой части.

Радуга

При восприятии человеком цветов резкая граница между ними отсутствует. Тем не менее, мы объединяем цветовые оттенки в группы, и даем им определенные названия – говорит Паоло Бартоломео – нейрохирург, работающий в больнице Сальпетриер и принимавший участие в обследовании пациента с инсультом. Это позволяет нам сделать вывод о том, что в восприятии и идентификации цветов участвует две различные зоны мозга – зрительная и языковая, причем последняя расположена слева.

Интересным моментом является то, что потеряв способность называть синие, красные, зеленые цвета, пациент при этом сохранил способность идентифицировать черные, белые и серые оттенки. Так что можно предположить, что нейроны, распознающие эти оттенки, находятся в другой, не подвергшейся поражению зоне.

На основании проведенных исследований учеными был сделан вывод, что цветовосприятие и присвоение ему условного названия – это разные по своей сути процессы, протекающие в различных нейронных тканях.

Чтобы убедиться, что выявленные особенности характерны для всех людей, и не связаны с аномалией конкретного человека, было проведено сравнение работы не затронутых инсультом тканей головного мозга пациента с аналогичными тканями здоровых людей. Исследование показало, что различие отсутствует. Следовательно, установленные особенности цветовосприятия могут быть распространены на всех здоровых людей.