Создана роботизированная хирургическая система, способная решать задачи микроангиохирургии

На заре оперативной хирургии врачебный инструментарий был довольно грубым. Это было одной из главных причин частых летальных исходов тогдашних вмешательств.

Современный уровень технологий и методик позволяет проводить манипуляции даже на тканях головного мозга, в том числе с «экзотическими» целями. Яркий пример – хирургическая терапия алкогольной зависимости.

Однако на пути прогресса встает человеческий фактор – даже опытный хирург не застрахован от неловкого движения, способного повредить пациенту. Поэтому одной из областей медицинской индустрии стала разработка роботизированных хирургических комплексов с максимальной точностью движений манипуляторов.

Недавно в журнале Nature Communications появилась статья, посвященная одному из таких роботов-хирургов. Согласно описанию, точность манипуляторов комплекса MUSA позволяет сшивать стенки сосудов диаметром всего 0,3 миллиметра. Робот уже успел показать себя в работе, проведя «в паре» с хирургом-человеком несколько оперативных вмешательств.

роботизированная хирургическая система

Преимущества робота-хирурга в сфере реконструктивной хирургии на малых анатомических структурах

Согласно описанию в журнале, основная специализация робота от компании MicroSure (Нидерланды) – реконструктивные микрохирургические вмешательства (операции на малых анатомических структурах). Этим понятием принято обозначать операции, проводимые:

  • с применением увеличительных приборов;
  • с целью анатомического или функционального восстановления утраченных или поврежденных тканей.

Обычные хирурги могут успешно работать в этой области, однако, использование ручного труда:

  • требует от врача опыта, навыков, физических и эмоциональных сил;
  • повышает стоимость вмешательства.

Роботизированная система MUSA, в свою очередь, позволяет:

  • на уровне опытного хирурга справиться с техническими трудностями в ходе операции;
  • уменьшить цену операции.

Опыт использования робота-хирурга

На данный момент робот MUSA успел продемонстрировать свои возможности в рамках 20 операций. Пациентами стали 20 женщин-добровольцев с выявленным раком груди, осложненным развитием лимфостаза. Термин «лимфостаз» в медицине используют для обозначения задержки лимфы в межклеточном пространстве на фоне нарушения лимфотока.

Лимфа – это прозрачная жидкость, циркулирующая внутри лимфатических капилляров, сосудов и протоков. Одна из главных функций лимфы – удаление из клеток лишней воды, солей, токсинов и отходов обмена веществ.

Для лечения лимфостаза применяют, в том числе, и радикальные методы. Цель хирургического вмешательства при застое лимфы – создание лимфовенозных анастомозов. При помощи микрохирургического инструментария и микроскопа пораженные лимфатические сосуды и капилляры сшиваются с близлежащими венами для обеспечения оттока лимфы. При этом, чем больше мелких лимфососудов будет «подключено» к кровеносной системе, тем более:

  • успешной окажется операция;
  • выраженным будет улучшение состояния человека.

Робот MUSA передает движения живого хирурга-оператора, но перемещение рабочих органов происходит в уменьшенном масштабе. При этом программные алгоритмы компенсируют случайные колебания рук оператора и передают на исполнительное устройство только точную траекторию движения инструмента. Это снижает риск ошибки и повышает вероятность успешного исхода вмешательства.

рабочие инструменты роботизированной системы

Результаты

Для анализа были взяты данные о состоянии 2-х групп пациентов через 3,5 месяца после хирургического вмешательства. Сравнивая результат и ход операции при выполнении манипуляций «живым» хирургом и роботом MUSA, можно сделать такие выводы:

  • качество швов, выполненных манипулятором, не уступает «ручной» работе;
  • роботу для выполнения лечебных манипуляций требуется около 2 часов, а хирургу – около 1,5 часа.

Разработчики системы утверждают, что причина «медлительности» роботизированного комплекса – человеческий фактор: у хирургов-операторов пока мало опыта взаимодействия с системой. Поэтому в будущем:

  • время операции сократится;
  • качество будет только расти ввиду улучшения «взаимопонимания» компьютера и человека.

Спорным пока остается лишь вопрос о стоимости операций. Говорить об экономии пока рано в силу того, что:

  • в процессе все равно участвует хирург-оператор;
  • действовать самостоятельно система пока не умеет.