Важность выстраивания границ с другими людьми

Под личными границами принято подразумевать индивидуальное пространство, которое может включать эмоции, убеждения, интересы, ценности, привычки. Для анализа их группируют по набору признаков – психологические, эмоциональные, физические. Каждая их категорий может быть гибкой, мягкой и жесткой. Подход позволяет сильно упростить изучение данной области.

Человек формирует подходящее для него личное пространство, допустимые форматы общения с окружающими. При нарушении таких условностей возникает дискомфорт, желание избежать раздражающего фактора. Если линии отсутствуют или сильно размыты, человек может чувствовать себя жертвой. Однако жесткие рубежи также могут приводить к появлению негативных факторов – часто появляется ощущение отстраненности от внешнего мира, возникают сложности с коммуникацией. Необходимо прилагать определенные усилия, что приводит к ощущению постоянной борьбы.

Создавая психологические линии, вы можете реализовать следующие факторы:

  • отпадает необходимость корректировать собственные поступки под текущие обстоятельства. Вы не будете нести прямую ответственность за их поступки, чувства и решения. К исключениям относят ситуации с несовершеннолетними детьми;
  • появляется возможность полноценно сопереживать другим, при этом абстрагироваться от ситуации, чтобы избежать последствий;
  • надежная защита от сильных эмоций или переживаний, сгенерированных чужими эмоциями;
  • не возникает потребность отогнать возникшие чувства, только для того, чтобы другому человеку стало легче;
  • после создания связи с другим человеком не будет возникновения эффектов, которые способны травмировать;
  • использование гибких границ приводит к появлению стойкого ощущения, что человек сам строит жизнь, обозначает свое место в ней, управляет, выбирает путь развития.
Неспособность точно определять границы других людей и обозначать свои приводит к возникновению ощущений одиночества и жертвы соответственно. Во всех случаях возникает внутренний дискомфорт, от которого достаточно сложно избавиться.

Основной вклад в создание личных границ вносят особенности типов привязанности, которые формируются в первые годы жизни (обычно период составляет 3-5 лет). Первые навыки приобретаются также в детстве, обычно в качестве объекта тренировки выступают родители. Это обусловлено тем, что они рядом, есть возможность использовать уже изученные подходы при общении. При появлении зоны ответственности и собственного «Я» запускаются новые процессы формирования собственных ценностей, личных границ. Появляется понимание их наличия у окружающих, востребованность к уважению относительно собственного пространства. Этап достаточно важный, поскольку при неправильном подходе устранить ошибки достаточно сложно.

Это сложный процесс, который невозможно подогнать под строгие шаблоны для точной классификации. Сложная структура также обусловлена тем, что происходит наложение установок, полученных от значимых взрослых (близких родственников). Ближе к подростковому возрасту на формирование границ оказывает процесс отделения от родителей.

Могут проявляться нарушения на отдельных этапах создания и закрепления границ. Часто это происходит при авторитарном воспитании, попустительском отношении или изменении текущего типа привязанности.

Если проявляются явные признаки сложностей в формировании правильных границ, необходимо принимать меры для снятия ограничений. Лучше по возможности применять уже известные методы. Это может быть самостоятельное изучение литературы, работа с другими источниками информации или обращение к профильному специалисту, если нет уверенности в собственных силах. Первичная цель – разобраться в основных аспектах проблемы и выработать алгоритм действий. После каждого этапа рекомендуется сразу переходить к практике для закрепления результата.

Нужно определить особенности текущего состояния границ, а также поставить конечную цель, определив, какие границы будут использоваться в дальнейшем. Можно разу обозначить вектор дальнейшей работы и промежуточные этапы (контрольные точки), что повысит вероятность успеха. Никто не сможет определить, какие границы лучше подойдут другому человеку. Если возникают проблемы уже на этом этапе, необходимо изучить особенности личности. Это создает основу для работы и понимание доступных вариантов развития ситуации. Появляется возможность упростить работу, снизить количество ошибок.

Рекомендуется стараться не нарушать границы других людей, даже если сложно их точно очертить. Для этого можно использовать набор простых наводящих вопросов вида: «Как тебе удобнее?», «Как ты хочешь?». Проявление открытого уважения и простые вопросы – важный аспект в определении собственных и чужих линий.

Такой подход позволит выработать необходимость уважать чужие особенности, что облегчит процесс коммуникации. Такой алгоритм можно использовать в обратном направлении, используя простые фразы для обозначения предпочтений. Можно ненавязчиво помочь собеседникам понять наличие ограничения и указать на необходимость их соблюдения.