Ошибка лаборатории: статистика и причины

Диагностика – важный этап в построении тактики лечения. Именно поэтому сведения, полученные с помощью клинических тестов, должны быть достоверными. Однако сегодня процент лабораторных ошибок достигает 9%. При этом ошибка может возникнуть как в самой лаборатории, так и за ее пределами.

Популярные причины

На этапе подготовки исследования:

Ошибка лаборатории: статистика и причины

  • неправильный подбор теста;
  • неточность при идентификации пробы и пациента;
  • нарушения при заборе, транспортировке, хранении и подготовке материалов для исследования.

Результаты зависят и от качества лабораторной посуды. Если она нестерильна, недостаточно вместительна и устойчива, то и результат может иметь погрешность.

При непосредственном проведении исследования:

  • сбои в работе аппаратуры;
  • неумышленная подмена образца;
  • наличие лишних веществ в материалах для исследования, влияющих на результат;
  • превышение нормативных временных рамок.

Данный раздел имеет наименьшее количество неточностей, однако, как подчеркивают некоторые авторы, возможно часть ошибок просто остается незамеченной, особенно когда результат располагается в рамках нормы и не противоречит прочим результатам.

Постисследовательский этап:

  • низкая квалификация верификатора;
  • опечатка, указание неверного адресата;
  • затягивание времени передачи данных обследуемому.

Статистика гласит, что только около 13% всех тестов ошибочны, а вот 75% находятся в нормативных пределах. Ошибки влекут за собой необходимость дополнительных тестов, а вот 6% некорректных данных ведут к назначению неверной терапии.

Конечно, протоколы медиков защищают пациента от вреда здоровью, и врач всегда может назначить дополнительные тесты для дифференциальной диагностики, но это ведет к затягиванию диагностического этапа и к значительному удорожанию обследования. Кроме того, могут дополнительно назначаться неприятные и вредные диагностические процедуры: МРТ, рентген и биопсия.

Специалисты советуют следующее:

  • запротоколировать каждую процедуру и осуществлять их контроль;
  • максимально исключить возможные факторы риска, которые находятся в ведении лаборатории;
  • сократить временные интервалы между анализом и визитом к врачу.